Пятница, 17.05.2024, 06:09
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

9-11 класс. Классный час: «Олимпийские игры: от истории к Сочи».

9-11 класс. Классный час: «Олимпийские игры: от истории к Сочи».

Цель: воспитание патриотизма и уважения к культурному (спортивному) наследию на основе расширения знаний учащихся об Олимпийских играх и участию России в них.

Задачи:

1.Расширить знания учащихся об истории возникновения Олимпийских игр и участию России в них.

2.Формирование активной спортивной позиции, чувства гордости и уважения к спортивному наследию страны и спортивным достижениям россиян в Олимпийских играх.

3.Развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыков работы в группе.

Тип занятия: интерактивная лекция с проведением игры-викторины

Структура занятия:

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме «Олимпийские игры».

2.Теоретическая часть: интерактивная лекция.

3.Практическая часть: проведение игры-викторины «историки-эксперты».

 

Ход занятия:

Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме «Олимпийские игры»:

Учитель:  Сегдня наш классный час посвящён Олимпийским играм.

- Ребята, что вы знаете об Олимпийских играх?

Олимпийские игры  — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Мы поговорим, о том, как появились и развивались Олимпийские игры и как наша страна принимала в них участие.  Давайте познакомимся с историей Олимпийских игр.

Ведущий 1.

В старину, в античном мире,
26 веков назад
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силен;
Для сражений мирных будет
Полем боя стадион!
Был простой венок зеленый
Из оливковых ветвей
Драгоценней, чем короны
Всех воинственных царей.
Потому что не воитель
Получал венок такой,
А достойный победитель
И действительно герой.
Не хотел он сеять горе,
Побежденному грозя:
Для него в спортивном споре
Все соперники – друзья!

Ведущий 2.Легенда:

Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Существует легенда о том, как появились Олимпийские игры. Пелопс, царь Пелопоннеса, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил,  покинул родину, и отправился к берегам Греции. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Пелопс влюбился в нее и решил просить у царя ее руки. Но это оказалось делом не таким уж легким. Эномай придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси. И в момент состязания колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю. 
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

В 776 году до н.э. олимпийский праздник получил общегреческое признание. Этот год явился первой летописной страницей Олимпийских игр.

Ведущий 1.- Как вы думаете, а какие виды спорта были представлены на играх в Древней Олимпии?

Первые тринадцать Игр состояли только из одного вида состязаний - бега на один стадий, что должно соответствовать по длине шести ступням жреца Зевса. По преданию, это расстояние в Олимпии отмерял сам Геракл, и оно равнялось 192 метрам 27 сантиметрам. Так возникло и хорошо знакомое всем слово "стадион". В 708 году до н. э., на 18-й Олимпиаде, появилось пятиборье, состоящее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы.

Еще через пять Олимпиад, в 688 году до н. э., программа обогатилась кулачным боем, через две Олимпиады - состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований - панкратион, соединяющий в себе приемы кулачного боя и борьбы. В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже... укусы.

Ведущий 2.- Как древние игры влияли на взаимоотношения между государствами?

В течение всех Олимпийских игр, а продолжительность их все увеличивалась, наступало перемирие для всех воюющих армий. Воины, еще вчера непримиримые враги, откладывали в сторону оружие и со всех концов Греции направлялись в Олимпию.

Ведущий 1.- А кто участвовал и имел право участвовать в играх Древней Греции?

Не все греки могли принимать участие. Чтобы участвовать, нужно было: "не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства". Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств. По олимпийским правилам все атлеты должны были записываться у судей за год до открытия состязаний и перед началом Игр представить доказательства того, что они в течение не менее десяти последних месяцев перед Играми готовились к состязаниям, ежедневно упражняясь. Кроме того, каждый участник должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в гимназии, причем все расходы оплачивал сам участник.

Ведущий 2.- Как вы думаете, а женщины принимали участие в играх?

Женщинам под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх. Летописцы описывают скалу, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные Игры, и сбрасывать их оттуда.

Ведущий 1.- Как награждали победителей игр?

Прежде всего местность, откуда родом победитель, отныне поступала под покровительство богов, затем сам олимпионик (именно так назывался древний олимпийский чемпион) становился как бы полубогом. По возвращении домой ему устраивался сказочный прием, и до конца дней ему оказывались многочисленные знаки внимания, а после смерти чемпиона приписывали к сонму "малых богов". Все это не так уж мало!

Ведущий 2.- Как сложилась дальнейшая судьба древних Олимпийских игр?

В 394 году н. э. когда восторжествовало христианство, олимпийские игры были признаны по своему происхождению - из-за легенд, с ними связанных,- главным источником язычества и было решено их уничтожить. 

Ведущий 1.- Но как же тогда они вновь возродились?

Олимпийская идея и после запрета античных состязаний не исчезла на совсем. Например, в Англии в течение XVII века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования и состязания. Позже похожие соревнования организовывались во Франции и Греции. Тем не менее, это были небольшие мероприятия, носившие, в лучшем случае, региональный характер. Первыми настоящими предшественниками современных Олимпийских игр являются «Олимпии», которые проводились регулярно в период 18591888 годов.

Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе.

В конце XIX века традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.

Ведущий 2.- Как вы думаете, зачем Пьеру де Кубертену понадобилось возрождать олимпийские игры?

По мнению Кубертена, именно слабое физическое состояние французских солдат стало одной из причин поражения французов в Франко-прусской войне 18701871. Он стремился изменить положение с помощью улучшения физической культуры французов. Одновременно с этим, он хотел преодолеть национальный эгоизм и сделать вклад в борьбу за мир и международное взаимопонимание. «Молодежь мира» должна была мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр казалось в его глазах лучшим решением, чтобы достичь обеих целей.

Первые современные олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны.

В 1913 году появилась олимпийская символика. Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. Нет подтверждений, что Кубертен связывал число колец с числом континентов, но считается, что пять колец – символ пяти континентов: Синий – Европа, Черный – Африка, Красный – Америка, Желтый – Азия, Зеленый - Австралия .

На флаге любого государства есть по крайней мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Первые Игры современности прошли с большим успехом. Несмотря на то, что участие в Играх приняли всего 241 атлет (14 стран), Игры стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времён Древней Греции. Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции, но была введена ротация между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения.

Ведущий 1.Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее». Однако более распространенным является перевод «Быстрее, выше, сильнее» (по-английски – Faster, higher, stronger). Фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Мартином Дидоном (Henri Martin Dideon) на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Эти слова понравились Кубертену и он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира.Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном. «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба»

Ведущий 2.Олимпийский огонь. Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Традиция зажигать огонь на стадионах была начата в 1928 году (на зимних Играх – в 1952 году). Эстафета по доставке факела в город-хозяин Игр впервые состоялась в 1936 году. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

Ведущий 1.- Какова история Олимпизма в нашей стране? Когда она впервые приняла участие в Олимпийских играх? Кто выиграл первую золотую медаль?  Россия принимала участие в 16 летних и 14 зимних Олимпийских играх, но представляла при этом разные государства: Российскую империюСССР и Российскую Федерацию. Давайте посмотрим, как все начиналось.

Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской общественности. В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно - Греко - Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало реальностью, когда Екатерина II в 1766 г. устроила своеобразный турнир, состоящий из состязаний в верховой езде и демонстрации костюмов. Турнир проводился в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 г. и назывался придворной каруселью. Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно, можно говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и турнирами в Санкт-Петербурге.

Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896г. Были предприняты неоднократные попытки добиться участия русских спортсменов в Олимпийском движении, однако, отсутствие правительственной поддержки и средств, слабость и разобщенность спортивных организаций послужило причинами отсутствия представителей России на спортивных аренах первых трех Олимпиад.

Впервые Россия приняла участие в олимпийских играх в 1900 году на летней парижской олимпиаде и была представлена тремя спортсменами в фехтовании, которые не получили наград. Также, двое конников приняли участие в показательных выступлениях.

После этого россияне участвовали в Олимпиадах 1908 и 1912 годов. Из российских спортсменов, первую олимпийскую золотую медаль завоевал в 1908 году фигурист Николай Панин-Коломенкин на IV Олимпиаде в Лондоне. Россия была представлена 6 спортсменами в 3 видах спорта (борьба, лёгкая атлетика и фигурное катание).

С началом I мировой войны Игры VI Олимпиады в 1916 г. Не проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 г.

Спортсмены СССР впервые приехали на Олимпийские игры в 1952 году, когда Олимпиада состоялась в Мельбурне. В дальнейшем команды СССР и России участвовали во всех Олимпиадах, кроме Игр 1984 года в Лос-Анджелесе, бойкотированных по политическим причинам.

XVII зимние Олимпийские игры проводились в норвежском городе ЛиллехамерРоссия впервые принимала участие в зимних Олимпийских играх, как отдельная страна. В неофициальном общекомандном зачёте Россия заняла первое место. В общем и целом под флагом Российской Федерации спортсмены выиграли 315 олимпийских медалей на летних и 91 медаль на зимних Олимпийских играх. Таким образом, всего на последних девяти Олимпиадах было выиграно 406 медалей, из них 144 — золотых.

Ведущий 2.- Проводились ли Олимпийские игры в России?

СССР принимал в  Москве летние Олимпийские игры 1980, а также Россия принимает зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи. (7 февраля 2014 года – открытие XXII зимних Олимпийских игр, 23 февраля 2014 года – закрытие XXII зимних Олимпийских игр).

В Московских Играх участвовали спортсмены из 80 стран – 5283 участника. Бесспорно, сильнейшей на играх была наша команда: 80 золотых, 69 серебряных, 46 бронзовых медалей. Абсолютным рекордсменом по медалям стал наш гимнаст Александр Дитятин, выигравший 3 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовые награды. Пловец Владимир Сальников завоевал 3 золотые медали, причем на дистанции 1500 метров установил выдающееся мировое достижение.

Ведущий 1.

XXII зимние Олимпийские игры

 

Город-организатор

Сочи

Страны-участницы

88

Количество спортсменов

2800

Разыгрывается медалей

98 комплектов
в 7 видах спорта
(15 дисциплин)

Церемония открытия

7 февраля 2014 года

Открывал

Президент России Владимир Путин

Церемония закрытия

23 февраля 2014 года

 

Олимпийский огонь

 

Знаменосец               

Владислав Третьяк,
Ирина Роднина

 

Александр Зубков

Количество медалей

 

Место

 

 

       Страна

 

 

Золото

 

 

Серебро

 

 

Бронза

 

 

Всего

1

Россия

13

11

9

33

2

Норвегия

11

5

10

26

3

Канада

10

10

5

25

4

Соединенные Штаты

9

7

12

28

5

Нидерланды

8

7

9

24

6

Германия

8

6

5

19

7

Швейцария

6

3

2

11

8

Беларусь

5

0

1

6

9

Австрия

4

8

5

17

10

Франция

4

4

7

15

11

Польша

4

1

1

6

12

Китай

3

4

2

9

13

Южная Корея

3

3

2

8

14

Швеция

2

7

6

15

15

Чешская Республика

2

4

2

8

16

Словения

2

2

4

8

17

Япония

1

4

3

8

18

Финляндия

1

3

1

5

19

Соед. Королевство

1

1

2

4

20

Украина

1

0

1

2

 

Ведущий 2. Иркутскую область на Олимпиаде в Сочи-2014 представляли 6 спортсменов в трех зимних дисциплинах: бобслее, конькобежном спорте, хоккее.

Бобслей.

Возглавил бобслеистов прославленный Александр Зубков - заслуженный мастер спорта России, серебряный призёр Олимпиады-2006 в Турине и бронзовый призёр Олимпиады-2010 в Ванкувере. Братчанина Александра Зубкова за рубежом уже называют «русским феноменом» - в свои 39 лет он успел стать чемпионом мира и 4-кратный чемпионом Европы.

Еще один пилот из команды Зубкова – воспитанник братской школы Александр Касьянов, добившийся хороших результатов в Кубке мира. Александру 30 лет и он пришел в бобслей из санного спорта. Здесь он очень быстро показал себя, смог пройти отбор в национальную команду в качестве пилота. Долгое время Александр выступал на молодежном уровне, в 2008 году смог завоевать бронзу на чемпионате мира среди юниоров. Александр Зубков называет Касьянова «будущим русского бобслея».

Разгоняющий Максим Белугин так же достоин того, чтобы за него поболеть. 28-летний Максим получил звания мастера спорта в толкании ядра, перешел в бобслей, где добился отличных результатов. Участник Кубков Европы и Мира. Имеет в своей копилке золотые и серебряные награды Чемпионатов России.

Самый молодой разгоняющий нашей сборной, 24-летний иркутянин Алексей Негодайло. Выступает за сборную России с 2011 года. Окончил Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. До бобслея занимался легкой атлетикой, мастер спорта. В ноябре 2012 года на американском этапе в Лейк-Плэсиде он сразу же завоевал золото в четвёрках, после чего его четырёхместный экипаж разместился на первом месте общего зачёта и был награждён хрустальным глобусом.

Ведущий 1.Конькобежный спорт.

Еще один спортсмен из Иркутской области вошел в состав Олимпийской сборной в январе 2014 года. По итогам чемпионата России по конькобежному спорту иркутянин Денис Коваль в числе 14 спортсменов был включен в список участников сочинской Олимпиады. Денис Коваль родился 6 ноября 1991 года в Иркутске. Первыми тренерами Дениса стали Юрий Косыгин и Валентина Косыгина.В данный момент выступает в составе национальной сборной России за Санкт-Петербург и Иркутскую область, имея договор о параллельном зачете. Спортсмен становился первым на различных этапах Кубка России, например, в спринтерском многоборье в Челябинске в 2011 году. На этапах Кубка мира Коваль также показывал успешные результаты - третье и четвертое места в китайском Харбине в 2012 году, седьмое место в финале Кубка в Голландии.

Ведущий 2. Хоккей.

В хоккее можно было увидеть бывшего ангарчанина Александра Попова. Воспитанник ангарского хоккейного клуба «Ермак» будет представлять в Сочи Омскую область (уже 17 сезонов он выступает за омский «Авангард»).

Учитель: Практическая часть: проведение игры-викторины «историки-эксперты».

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «историки-эксперты». Предлагаю выбрать из числа учеников 10-а, 11-а классов 2 команды по 4-5 учеников. Задание для каждой команды: «Вы – группа историков-экспертов, которые принимают участие в научной экспедиции по маршруту Греция - Россия для того, чтобы исследовать историю возникновения и развития Олимпийских игр. Перед вами только даты и фамилии, связанные с Олимпиадой, которые вам необходимо расшифровать… Та команда, которая быстрее справится с заданием, станет самой квалифицированной группой ученых и получит сертификаты «за научный вклад в историю спортивных соревнований». Итак, вперед:

1.Расшифруйте даты: 776 г. до н.э., 1766 год, 1896 год, 1908 год, 1980 год, 2014 год

2.Расскажите, как данные имена связаны с Олимпийскими играми:

Пелопс, Пьер де Кубертен, Екатерина II, Николай Панин-Коломенкин, Александр Дитятин,

Владимир Сальников, Антон Шипулин, Александр Легков, Александр Зубков, Ирина Роднина

Владислав Третьяк.

3.Что означают данные цифры:

88, 2800, 98, (7,15), 13, 11, 9, 33

3.Ответьте на вопросы:

Принимали ли участие в Олимпийских играх женщины?

Как награждали победителей спортивных соревнований?

Когда и почему были отменены древние Олимпийские игры?

Почему Пьер де Кубертен решил возобновить проведение Олимпийских игр?

Почему в 1916 году Олимпийские игры не проводились?

Назовите девиз Олимпийских игр?

Что означает цвет колец на олимпийском флаге?

Какая страна начинала, а какая – завершала шествие спортсменов во время открытия

XXII зимних Олимпийских игр и почему?

4.Виды спорта:

А теперь давайте поговорим о современных видах спорта. Я предлагаю вам небольшую викторину:

- зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки (биатлон);

-  зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах (бобслей);

- спуск с гор на специальных лыжах (горнолыжный спорт);

-  командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). От каждой команды — четыре игрока (керлинг);

- зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двух полозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырех заездов (скелетон);

-  конькобежный вид спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку (фигурное катание);

-  вид спорта, в котором две команды стараются поразить твёрдым, круглым мячом или шайбой цель — ворота противника, используя клюшки (хоккей);

-  олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде (сноуборд);

-  командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника (футбол);

- искусство или практическое умение по стрельбе вцель (либо на дальность) с использованием лука и стрел (стрельба из лука);

- вид спорта, в котором соперничают либо два игрока, либо две команды, состоящие из двух игроков. Задачей соперников  является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить не более чем после первого падения мяча на игровом поле на половине соперника (теннис);

- вид спорта, включающий в себя три вида спортивных состязаний: плаваниевелогонку и бег по шоссе (триатлон);

- командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить мяч (забить гол) в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой. (водное поло);

-  командная игра с мячом 7×7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом в основном руками. Цель игры − забросить как можно больше мячей в ворота (3×2 м) противника (гандбол);

-  вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (волейбол);

-  вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках (бокс);

-  сборное понятие, под которым понимаются спортивные игры с использованием лошадей (конный спорт);

Подведение итогов. Награждение победителей.

Спасибо за участие! Вы все молодцы! До свидания Сочи, здравствуй Пхенчхан!

Источники:

http://all-olimpic.narod.ru/2sssr.html

http://www.olympic.kz/content.php?id=001

http://www.olympiady.ru/cgi-bin/olgames/games.cgi?event=russian&years=1

http://ru.wikipedia.org

http://myklass.ucoz.ru/load/kr/k4/ogni_olimpiady/13-1-0-24

 

Категория: Мои статьи | Добавил: лерка (09.06.2014)
Просмотров: 2242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: